Единство трех направлений, без которых СУОТ не представляется возможным

В основе системы управления охраной труда лежит единство трех направлений, без которых СУОТ не представляется возможным:

  • Во-первых, организационная структура управления организации, по которой на каждом уровне управления должны присутствовать обязанности по обеспечению труда и ответственность в этой сфере.
  • Во-вторых, мероприятия, которые обеспечивают нормальное функционирование системы и контроль за ее эффективностью.
  • В-третьих, задокументированная информация, касающаяся СУОТ и всех нюансов ее работы.

Регулярно нужно оценивать политику по охране труда на ее актуальность и эффективность. Именно оценка эффективности СУОТ позволяет работодателю делать выводы о целях по работе в сфере охраны труда.

Чтобы проводить корректную оценку результативности функционирования СУОТ потребуется:

  • выявить оценку соответствия действующих условий предписываемым государственным стандартам и требованиям;
  • получить актуальную информацию на оценку;
  • принять решения по дальнейшему усовершенствованию системы.

Работодатель должен контролировать функционирование СУОТ сразу на нескольких уровнях, при этом на каждом из них должны быть ответственные лица. В результате удастся добиться всестороннего контроля и минимизации рисков. Чтобы повысить эффективность, допускается введение многоступенчатых форм контроля функционирования СУОТ, предполагающих использование современных технических средств. Работодателю можно использовать и методики внешнего контроля и оценки эффективности СУОТ. Для этого допускается привлечение независимых экспертов с соответствующей компетенцией.

Показатели. Оценке подлежит целый ряд показателей, среди которых и способность имеющейся СУОТ обеспечить фактическое выполнение обязанностей работодателя по охране труда, и необходимость изменений, и достижение поставленных ранее целей, и многое другое. От работодателя требуется вести документацию, в которой бы отображалась вся информация по контролю за функционированием СУОТ, выполненными процедурами и мероприятиями. При подсчетах следует учитывать качественные, относительные и абсолютные показатели.

Результаты контроля помогут оценить эффективность действующей системы, а также определить, какие моменты нуждаются в пересмотре, актуализации и совершенствовании.

Целью оценки результатов является проверка текущего состояния СУОТ и определение тенденций к ее развитию.

Принципы оценки результатов деятельности по охране труда

Необходимо оценивать деятельность по двум направлениям:

  • планирование;
  • выполнение.

При этом учитываются все нюансы, в частности, насколько хорошо организована производственная и хозяйственная деятельность организации, в достаточном ли объеме реализуются интересы сторон, достаточно ли информации, требуемой для анализа финансовых аспектов и т. д. Важно учитывать и необходимость оценки руководителей подразделений и действий работников, чтобы сама СУОТ достойно функционировала и имела всесторонний контроль.

Каковы показатели результативности и эффективности деятельности (ПРЭД)

При оценке ПРЭД можно ориентироваться на:

  • ясность и доступность;
  • достоверность и проверяемость;
  • соответствие поставленным целям;
  • гибкость и адаптируемость и т.д.

Количество ПРЭД может быть минимальным, но этих показателей должно хватать для оценки результативности и эффективности как всей СУОТ, так и ее отдельных направлений. По итогу должна получиться исчерпывающая оценка, позволяющая сделать вывод о системе охраны труда в организации, а также о возможных решениях по улучшению все системы и/или ее аспектов.

Показатели результативности и эффективности деятельности разделяются на два типа:

  • ПРЭУ – показатели результативности и эффективности управления;
  • ПРЭФ – показатели результативности и эффективности функционирования.

Первые применяются для выявления результативности и эффективности деятельности по охране труда, выявить соответствие фактических условий требованиям, оценить финансовые затраты и потери. Вторые же оценивают показатели безопасности объектов и оборудования, услуг и сервисных работ.

Анализ эффективности

Анализ эффективности результативности и эффективности охраны труда должен проводиться на основе тщательно собранных и сформированных в отчеты по фактическим данным из собственных наблюдений и из других источников, например, научных отчетов или предписаний по результатам проверок. Анализировать результаты эффективности деятельности должен руководитель подразделения или ответственное лицо из собрания комитета руководителей. В ходе этого необходимо рассмотреть:

  • приемлемость критериев результативности и эффективности;
  • эффективность затрат, направленных на обеспечение требований;
  • прогресс в достижении критериев.

По итогам анализа составляется заключение с указанием результативности и эффективности СУОТ и выводами о пригодности и адекватности проводимых процедур.

Как на практике реализуется оценка эффективности СУОТ

Чтобы провести качественную оценку эффективности и результативности СУОТ, требуется регулярный аудит. Этот процесс должен быть максимально честным, беспристрастным, конфиденциальным и независимым. При этом аудит основывается на свидетельствах и проводится в строгом соответствии с регламентом.

Аудит может быть внутренним или внешним, а проводиться раз в день, неделю, месяц, квартал, год. Группа аудиторов должна собираться из компетентных и независимых специалистов.

 

Оценка эффективности СУОТ позволяет выявить действительное положение реализации задуманных ранее действий в рамках системы управления охраной труда. ОРД позволяет скорректировать цели с учетом фактических достижений или неудач в сфере охраны труда. Чтобы оценка была максимально эффективной, необходимо использовать методики современного аудита. Наблюдения проводятся с установленной регулярностью (раз в день, неделю, месяц, квартал, год), а по их результатам руководитель получает отчет с исчерпывающей и достоверной информацией обо всех нюансах и особенностях реализации целей по охране труда.

ОРД по охране труда позволяет выявить моменты, требующие внимания со стороны ответственных лиц и/или пересмотра имеющихся целей.