Оценка профессиональных рисков: методы, законодательство, ответственность работодателя

Оценка профессиональных рисков — процедура, определяющая вероятность причинения вреда здоровью работника в ходе выполнения им своих обязанностей. При этом учитывают различные вредные и опасные производственные факторы как по отдельности, так и в совокупности. Проведение такой оценки — часть системы управления охраной труда наряду с другими обязательными мероприятиями, такими как: спецоценка условий труда, медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования, обучение требованиям безопасности и охраны труда, выдача средств индивидуальной защиты и т.п. Оценку рисков проводят на основании действующих нормативно-правовых актов.

Законодательная база для оценки уровня профессиональных рисков в России

Порядок оценки уровня рисков на рабочих местах должен устанавливать федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны труда.  На сегодняшний день единой методики проведения оценки профессиональных рисков нет. Поэтому следует опираться на следующие нормативные документы: Трудовой кодекс РФ:
  • ст. 209 Трудового кодекса РФ, где дано определение «профессионального риска»;
  • ст. 212 ТК РФ, которая обязывает работодателя сообщать соискателям и работникам о профессиональных рисках на рабочем месте и уровне их опасности;
  • ст. 219 ТК РФ говорит нам о праве работника знать о существующем риске повреждения здоровья, а также о предпринимаемых мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Следующий важный документ —  Приказ Минтруда РФ №438н от 19.08.2016 «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда», в п.8 которого написано, что «процедура оценки профессиональных рисков» является частью системы СУОТ. А в п.37 сказано, что методику оценки профессиональных рисков работодатель определяет самостоятельно, с учетом особенностей предприятия. Приказа Роструда №655 от 10.11.2017 «Об утверждении формы проверочных листов при проведении проверок госинспекцией труда» содержит лист №36, п.11 которого обязывает работодателя информировать работника об «условиях и охране труда на рабочем месте», а также возможных рисках для здоровья в связи с этим. Законодательной базой в этом вопросе также являются ГОСТы: как международные стандарты (ГОСТ 12.0.230-2007), так и российские стандарты (ГОСТ Р 12.0.010-2009).

Почему для работодателя важно проводить работу по рискам

Роструд опубликовал данные, согласно с которыми с 2000 года смертность в Росиии на работе уменьшилась в 4 раза, а уровень травматизма — в 6,5 раз. Результаты далеки от «нулевого травматизма», но это уже уверенное движение к цели. Уменьшение этих показателей произошло благодаря охране труда, которая включает, в том числе оценку профессиональных рисков, а также последующие мероприятия по повышению безопасности работников. Сама по себе оценка рисков полезна тем, что позволяет предотвратить травмы и несчастные случаи, которые потребуют серьезных трудовых затрат при расследовании и могут иметь уголовные и финансовые последствия для работодателя в некоторых случаях.

Что обеспечивает оценка риска

Основные плюсы от проведения оценки рисков:
  • понимание потенциальных опасностей и воздействия их последствий на достижение целей организации;
  • получение информации, необходимой для принятия решений;
  • понимание опасности и ее источников;
  • идентификация ключевых факторов и уязвимых мест, формирующих риск;
  • информацию, необходимую для ранжирования риска;
  • предотвращение новых инцидентов на основе исследования последствий произошедших инцидентов;
  • формирование возможных вариантов и выбор способов обработки риска;
  • соответствие законодательным требованиям;
  • получение информации, необходимой для обоснованного решения о принятии риска в соответствии с установленными критериями.

Принципы оценки рисков

Анализируя и оценивая профессиональные риски, специалисту по охране труда необходимо придерживаться следующих принципов:
  • любое происшествие можно предотвратить, своевременно выявляя опасности и принимая необходимые меры управления;
  • руководство ответственно в части планирования и предоставления необходимых ресурсов для оценки и поддержания рисков в области охраны труда на приемлемом уровне;
  • непрерывный и систематический характер оценки и управления рисками, обеспечивающий приоритет предупреждения опасных событий перед реагированием на них;
  • вовлечение работников всех уровней в оценку и управление рисками в области охраны труда, на которые они могут влиять своей деятельностью, вмешательство в опасные действия и условия;
  • комплексное рассмотрение влияния рисков в области охраны труда на людей, материальные активы и репутацию;
  • документирование оценки рисков;
  • обязательный учёт высоких и умеренных рисков в области охраны труда при принятии управленческих решений;
  • распределение ответственности по оценке и управлению профессиональными рисками.

Как проводят оценку профессиональных рисков

Так как единой утвержденной методики для оценки риска нет, работодатель вправе на своем предприятии самостоятельно выбирать одну из уже существующих методик или разработать свою собственную. Сегодня существует свыше 30 популярных международных методов, среди которых: мозговой штурм, контрольные листы, предварительный анализ опасностей (PHA), анализ первопричины (RCA), анализ влияния человеческого фактора (HRA), экспертный метод, «Галстук-бабочка», «Файна-Кинни», маркетинговый анализ, моделирование методом Монте-Карло и другие. Рассмотрим три популярных международных метода для оценки уровня профессиональных рисков более подробно.

Метод «Галстук-бабочка»

В русскоязычной литературе метод также называют «петлеобразная диаграмма», «узловой анализ» и «диаграмма причин-последствий». За его основу взято наглядное представление возможных сценариев с различными рисками: «опасность – событие – последствие» с дальнейшими вариантами мер по управлению ситуацией. 8 шагов методики:
  1. Определить вероятное опасное риск-событие для анализа. Оно станет ключевым узлом «бабочки».
  2. Составить причины его возникновения, то есть полный список возможных опасностей для работника.
  3. Идентифицировать каким образом ситуация будет развиваться до критической точки.
  4. Найти тот момент, который отделяет причину от события, чтобы сформировать левую сторону «бабочки» рисков. Туда же можно включить все те дополнительные  факторы, которые могут привести к эскалации происшествия в процессе труда.
  5. Нужно сформировать преграды или барьеры для рисков, которые предотвратят опасное событие. Продумывать надо к каждому фактору, включая дополнительные.
  6. В правой стороне «бабочки» следует разместить различные последствия произошедшего опасного события. Затем соотнести центральное событие с каждым из возможных последствий.
  7. На диаграмму следует нанести барьерные преграды к последствиям, то есть средства для управления ими, а также для изменения ситуации на благоприятную вместо опасной.
  8. Непосредственно под диаграммой «галстук-бабочка» обычно располагают функции управления, которые соотносят с конкретными средствами для управления рисками.

Метод «Файна-Кинни»

Идея этого метода управления рисками состоит в оценке каждого профессионального риска как состоящего из произведения трех частей: воздействия (0,1-10), вероятности (0,5-10) и последствия (1-100). В процессе оценки рассматривают какие именно нарушения охраны труда приводят к травмам или профессиональным заболеваниям, а также подробно все стадии выполняемых работ. В результате получают количественное определение каждого из возможных рисков, то есть уровень:
  • малый — до 20 баллов;
  • возможный — 20-70 баллов;
  • существенный — 70-160 баллов;
  • высокий — 160-320 баллов;
  • очень высокий — свыше 320 баллов.

Экспертный метод

Оценка рисков экспертным методом включает:
  • идентификацию опасности и ее проявления;
  • возможные риски возникновения опасной ситуации с конкретным весовым коэффициентом;
  • определение качественного значения вероятности события и исхода с весовыми коэффициентами;
  • вычисление оценки риска по каждой из опасностей при помощи перемножения численных значений;
  • оценку уровней значимости по различным профессиональным рискам;
  • определение общего уровня рисков каждого рабочего места и сотрудника при помощи сложения всех возможных рисков;
  • оценивают по шкале значимость: низкий — 0–5, умеренный — 6–10, высокий —11–15.

Оценка профессиональных рисков: обязательно или можно пропустить? 

Каждый руководитель или владелец бизнеса самостоятельно принимает решение по поводу проведения оценки рисков. Теоретически ее можно не проводить. Но Государственная инспекция труда при проверках регулярно спрашивает про оценку рисков. Организации, где ее не проводили, штрафуют на сумму до 50 000 рублей за  нарушение трудового законодательства. Но есть решения суда и не в пользу инспекции, предлагаем вам ознакомится с ними:   Как вы видите, вполне можно избежать штрафа за отсутствие проведения оценки рисков, однако, судебные издержки и несколько недель или месяцев процесса — тоже не самое приятное времяпровождение. Стоить отметить, что оценку профессиональных рисков можно сделать двумя путями:
  • для «галочки»;
  • глубокую.
В первом случае нет особых трудозатрат. Даже в крупной компании так можно выполнить и задокументировать все за 1–2 дня.  При «глубоком» анализе или качественной оценке рисков эксперту (специалисту по охране труда) нужны будут все его знания и, возможно, повышение квалификации в этом вопросе с консультациями у экспертов. Именно поэтому разница в цене между двумя подходами может достигать 5-10 раз. 

Оценка проф.рисков сотрудниками «Центра обеспечения охраны труда»

Экспертам «Центра обеспечения охраны труда» для проведения качественной  оценки профессиональных рисков необходим достаточно большой массив данных, включая статистику по несчастным случаям, больничным, проводимым обучениям, а также документация по охране труда предприятия. Специалист Центра проводит опрос работников, чтобы узнать какие уже есть проблемы со здоровьем и какие они видят риски в своей трудовой деятельности, изучает документацию, осматривает здания и рабочие места, наблюдает за рабочими процессами. Все это анализирует и фиксирует в документации по оценке рисков. Эксперты Центра ответственно подходят к работе, поэтому выполняют ее максимально точно, что возможно только благодаря большому опыту каждого сотрудника. После получения от нас карты по профессиональным рискам сотрудников вашей организации можно будет легко разработать или улучшить существующие условия работы для повышения ее безопасности.

Нужна помощь? Запишитесь на бесплатную консультацию

Запишитесь

Вам также может понравится: