Основные важные положения ФЗ №248 “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” от 31.01.20 г. и как в связи с этим действовать предприятиям

Этот нормативно-правовой акт вступил в силу с 01.07.2021 года за исключением двух положений:

  • статья 30, часть 2 статьи 53 вступают в силу с 01.03.2022;
  • часть 2 статьи 39 вступает в силу с 01.01.2023

ФЗ разработали для устранения недостатков действовавшего правового регулирования государственного и муниципального контроля, заключающихся в недостаточности регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданном акценте на проведении проверок, являющихся наиболее затратным как для бизнеса, так и для надзорных органов мероприятием.

ФЗ №248 заменяет, но не отменяет полностью, действие ФЗ №294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Специально для корректной работы нового закона были разработаны и внедрены дополнительные подзаконные акты: о межведомственном взаимодействии, порядок формирования планов КНМ, об аттестации экспертов,едином реестре и др.

Есть некоторые сферы, на которые не распространяется действие ФЗ №248. Об этом можно подробнее прочесть в ст.2. Среди них: 

  • таможенный контроль;
  • валютный контроль;
  • налоговый контроль;
  • антитеррор;
  • частные охранные и детективные агентства;
  • ведомственная охрана;
  • миграционный контроль;
  • безопасность топливно-энергетического комплекса;
  • деятельность СРО;
  • деятельность некоммерческих организаций;
  • контроль органа за органом.

Согласно с ФЗ №248 в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля создаются:

  • единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
  • информационная система (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования;
  • реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
  • информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Новыми важными инновациями согласно с ФЗ №248 становится переход на электронное информирование контролирующих организаций. До 31.12.2023 года информирование контролируемого лица необходимо осуществлять через портал Госуслуг, с электронно-цифровой подписью, а также на бумажном носителе, если нет возможности.

Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:

  • сведения предоставлены контролируемому лицу через портал Госуслуг, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении гос.контроля (надзора), мун.контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за
  • исключением случаев. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при гос.регистрации юридического лица, ИП;
  • сведения были направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал Госуслуг или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес контролируемых лиц завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки таких сведений.

Есть сложности? Обращайтесь за консультацией к специалистам нашего “Центра обеспечения охраны труда” или приходите на профессиональные встречи клуба “Ориентир”, где мы регулярно обсуждаем нововведения в законодательстве в области охраны труда и что с этим необходимо делать на практике.